Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.
Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям?
Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти?
В чем заключается при этом роль педагога?
Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:
1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
Положительные моменты технологии метода проектов:
• увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.
• максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализаций проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;
• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
• социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.
Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.
Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:
1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка к домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).
2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.
Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.
Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником —американским педагогом У.X. Кильпатриком. У.Х. Килпатрик, автор получившей широкую известность работы «Метод проектов», развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.
У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Он выделил 4 вида проектов:
• созидательный (производительный);
• потребительский (изготовление предметов);
• проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
• проект-упражнение.
Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, Е. Г, Кагарова, М. В. Крупениной.
Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века; в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» — и в рамках такого проекта изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики; «Уничтожим кулачество как класс!» — и в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Станислав Теофилович Шацкий выделяет «основные компоненты метода проектов:
1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;
2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);
3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания); 4) упражнения, дающие для ребенка навыки».
М. В. Крупенина разделяла проект на следующие этапы:
1. Постановка задачи.
2. Разработка самого проекта принятого задания.
3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
4. Непосредственная трудовая деятельность.
5. Учет проделанной работы.
Метод проектов, по мнению М. В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующиепедагогические принципы:
• Деятельностный подход.
• Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
• Сотрудничество детей и взрослых.
• Актуализация субъективной позиции ребенка в пед-процессе.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Самодеятельность.
Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:
• по составу участников — коллективные или индивидуальные;
• по целевой установке — игровые, общественно-полезные и производственные;
• по срокам реализации — большие и малые.
Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.
В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.
Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органичноинтегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации.
Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.
Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий.
Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Технология проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из проблемной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.