Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)
ПРИКАЗ от 8 сентября 2015 г. N 613н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"
Введение профстандарта
Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года. «Профессиональные стандарты» вводятся в России для целого ряда профессий и специальностей в соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года.
Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.
План по организации применения профессионального стандарта
Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
Апробация профессионального стандарта педагога
В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ. Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер.
Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:
— Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
— Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
— Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
— Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству. Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту.
— Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.
Требования профстандарта педагога
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
- Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
- Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
- Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
- Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Знаете ли вы?
Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.
Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне.
К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:
- Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
- Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
- Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.
Также воспитатель обязан:
- Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
- Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов — психолога, логопеда и т.п.
- Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
- Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.